07 сентября 2021 года
14 мин
Эксклюзивный бизнес-тренер и партнер ЦБО по Уралу. Эксперт, управляющий ГК «Институт Тренинга – АРБ Про».
Статья управляющего ГК «Институт Тренинга – АРБ Про» С.И. Макшанова для журнала «Управление изменениями», №5, 2000 г.
Специфика ситуации нынешнего кризиса заключается в том, что уже в январе – феврале этого года имелись сигналы, которые можно назвать "буревестниками". Речь идет о целой цепи критических ситуаций, возникших в инвестиционных, консалтинговых, трастовых и других компаниях. Следствием этих ситуаций было замораживание ряда проектов, увольнение персонала и т.д. Первые, наиболее отчетливые реакции, были обнаружены нами примерно в январе этого года, последняя их волна завершилась с началом кризиса, т.е. буквально через три дня после 17 августа, когда предприятия начали сворачивать свою деятельность, спасая или пытаясь спасти оставшиеся активы и повышая ликвидность за счет реализации своих запасов. Естественно, что в такой обстановке невозможно было четко разделить причины происходящих процессов. При этом общее количество достоверно установленных крахов российских фирм с января по 17 августа больше, чем то же число с 17 августа по сегодняшний день мы можем выделить три основные группы причин этого явления.
Как мы видим, болезни поражают фирмы и в достаточно спокойный период (более того, в период кризиса, как и во время войны, болезней может быть даже меньше. Правда, в это время умирают уже от ран). Как можно в этой связи оценить сегодняшнюю ситуацию. Есть три возможных варианта:
Нам кажется, что в целом внешняя среда наших компаний выглядит как обладающая неплохими возможностями для развития, но с чрезвычайно высоким риском. Наши оценки базируются на том факте, что никто из присутствующих в зале не обладает рычагами управления, как на уровне глобальной макросистемы, так и в масштабе Российской Федерации. Уровень неопределенности, особенно в больших системах, чрезвычайно высок и на наш взгляд относиться к этому следует более реалистично, с осторожностью.
Есть большое число фактов, говорящих об отсутствии событий, происходящих на уровне большой системы и имеющих знаковый характер. Конечно, все это отражается и на нас с вами. Так что я предлагаю к рассмотрению упомянутый выше ряд с оговоркой, что могут быть и реально есть организации, оценивающие ситуацию как прекрасную с большим числом возможностей и минимальным риском.
Вообще рассматривать ситуацию на уровне одной компании, конечно, очень интересно, но это мало что дает для понимания целого – слишком многое зависит от менталитета конкретных менеджеров. Рассмотрим, например, три страховые компании, работающие на одних рынках, двигающие, в целом, похожие продукты и имеющие примерно одинаковый по квалификации персонал. Каждая организация выживает (или умирает) по-своему. Различия между ними колоссальные. Так что искать какие-то закономерности можно только на уровне системы, а не на уровне организаций.
Не имея в виду выявление всероссийских закономерностей (нами было обследована только часть фирм – около 25%), мы тем не менее обнаружили три типа целей, которые преследуют организации, оказавшись в условиях кризиса:
При этом нами выделены четыре основных типа "антикризисных реакций организаций:
В общем-то во всех компаниях можно обнаружить все четыре типа, речь идет лишь о соотношениях. Например, в случае, когда ставится цель первого типа (развитие бизнеса, экспансия), преобладают первые три типа реакций (особенно первая), при цели второго типа (сохранение достигнутого) обычно имеют место второй и третий тип реакций. При третьем типе преобладают импульсивные, куроподобные реакции. Они названы куроподобными по аналогии с непредсказуемым, спорадическим (самопроизвольным) поведением кур при внезапном появлении чужака в курятнике.
Для перевода организации на стратегическое управление лучше всего, с нашей точки зрения, применить понятие организационной философии, которое включает в себя систему ценностей, определяющих деятельность организации и поведение персонала, и организационные стратегии и организационные политики (см. таблицу).
№ |
Основные организационные стратегии |
Основные организационные политики |
1 |
Стратегия продукта |
ассортимент |
2 |
Стратегия продвижения продукта |
Маркетинг |
3 |
Стратегия персонала |
найм |
4 |
Стратегия ресурсов |
Время |
5 |
Стратегия конкуренции |
Информационная |
6 |
Стратегия инноваций |
Управление изменениями |
7 |
Стратегии системы |
Целеполагание |
Я намеренно вывожу за скобки тему "философия компании, как мощный управленческий инструмент ввиду ее объемности. Замечу лишь, что философия присуща любой фирме, другой вопрос, насколько она осознана, конструктивна и может применяться для управления. Это – в известном смысле даже более мощный инструмент, чем стратегическое управление.
Легче всего, по нашим наблюдениям, пережили кризис те организации, которые смогли вывести максимальный по объему бизнес на уровень стратегического управления. В таблице 1 мы приводим семь основных стратегий предприятия. Под стратегией мы понимаем совокупность долгосрочных целей организаций, которые она преследует в своей деятельности. Внутри стратегий есть политики, каждая из которых преследует в свою очередь несколько целей. Мы можем говорить о том, что организация может иметь стратегические и нестратегические цели.
Целью могут служить некие выраженные количественно желаемые результаты, которых планируется достичь спустя 8-9 месяцев после принятия определенных, направленных на их достижение решений. В случае, если рассматриваемый промежуток времени меньше, то можно говорить скорее об управлении реакциями по принципу: прямо-налево, опять прямо, чем о стратегическом управлении. Цель должна допускать предельно точное измерение того, достигнута она или нет и типичная ошибка на наш взгляд заключается в том, что менеджер (или топ-менеджер) в ответ на вопрос о цели отвечает, что мы хотим оказаться там-то и при этом невозможно определить: оказались мы в этом самом месте или нет. Когда цель поставлена, все просчитано – тогда можно говорить о том, что компания знает, где она находится и куда идет и тогда, действительно, эта цель может быть достигнута.
Стратегия продукта не зря здесь обозначена нами как первая. Это – ведущая стратегия, которая определяет выживание организации. Можно выразиться иначе: если есть хороший, полезный продукт, который обладает эксклюзивностью, то можно ни шатко, ни валко заниматься всем остальным. Если же продукт некачественный и никому не нужный, то как ни изощряться, как ни работать с персоналом и т.п., где-то обмануть, где-то недодать, но стратегически это – смертельная ситуация.
Подробным анализом приведенной нами таблицы можно заниматься в течение целого курса занятий, поэтому рассмотрим кратко хотя бы основные позиции. Я уже говорил, что в отношении продукта могут реализовываться две политики: в отношении ассортимента и качества. Рассмотрим их подробнее. Как это ни странно, но мало кто из руководителей компаний или менеджеров, отвечающих за стратегическое планирование, знает точное количество позиций своего ассортимента. Но для осуществления политики в отношении ассортимента необходимо не только владеть численной информацией, но и уметь соотнести его с ассортиментом, который продвигается в данной отрасли в России и соответственно знать, какую его долю занимает данная компания. Причем это должны быть данные именно по ассортименту, а не по объему. Обратим внимание на то, что важны точные цифры или хотя бы их порядки. Ассортимент – это сколько? Допустим, на фирме есть 5680 позиций. А всего сколько – 260 тысяч? Или 26 тысяч? Это весьма важно для принятия решений относительно такого показателя, как широта ассортимента. Далее необходимо учесть наличие эксклюзивных позиций в ассортименте. Их отсутствие значительно уменьшает устойчивость компании, как это было показано выше. Одновременно необходимо знать, сколько эксклюзивных продуктов или близким к ним находится сейчас в разработке? Если они имеются, то есть ли там целевые установки? Для иллюстрации – пример из деятельности российской компании “Роколор” (производство косметики для волос). Это – одна из наиболее динамичных российских компаний. Еще до кризиса она сделала ряд важных шагов области стратегии продукта (в, частности, еще весной было принято решение о выпуске новой продукции – серия шампуней Нежное прикосновение к волосам) и продвижения продукта. Это создало основу для максимального использования шансов, предоставленных кризисом, и расширить свое присутствие на рынке.
Первые три из приведенных в таблице 1 стратегий – это фундаментальные или базовые стратегии, последующие четыре – сквозные, т.е. они присутствуют в первых трех. Следует обратить внимание на имеющую четыре политики седьмую стратегию. В данном случае вообще невозможно ничего сделать, если отсутствуют четкие формулировки подкрепленные, как правило, количественными данными.
Четкая постановка цели может быть полезна уже потому, что в этом случае реализуется управленческая ситуация, когда есть промежуточные точки опоры. Часто встречаются случаи, когда организация, двигающаяся на словах к стратегическому управлению, контролируется лишь по конечному результату. Это очень легкомысленно. Что-то не идет, директор ждет. Время уходит. Если же цель поставлена четко – может быть назначена первая точка контроля, как правило на уровне 30% от требуемого результата, и вторая точка – точка форс-мажора. Это означает, что обратившись в конце к этой точке, в том числе и при создании нового ассортимента, директор имеет очень конкретный перечень действий, в т.ч. и форс-мажорных, направленных на то, чтобы эта цель была достигнута.
Кроме ассортимента, как мы видим из таблицы, должны быть решены и вопросы качества. В настоящее время качество и обеспечивающие его системы регламентируется международными, государственными или отраслевыми стандартами (в крайнем случае – стандартами предприятия). Чтобы пользоваться стандартом качества как элементом управления, надо сначала над ним как следует поработать.
Таким или подобным образом анализируя перечисленные в таблице 1 понятия, можно сформировать целостную картину мира для принятия необходимых управленческих решений. В качестве резюме к этому по необходимости весьма краткому обзору можно привести следующие основные принципы, которые необходимо выполнять при рассмотрении любой стратегии и любой политики (это, как говорят математики, – инварианты):