07 сентября 2021 года
6 мин
Эксклюзивный бизнес-тренер и партнер ЦБО по Уралу. Эксперт, управляющий ГК «Институт Тренинга – АРБ Про».
Источник: it-arb.ru
Успех на международном рынке — следствие постановки амбициозных целей, в сочетании с нестандартными решениями управленческой команды, считает Управляющий группы компаний «Институт Тренинга — АРБ Про» Сергей Макшанов.
«Число бизнес-организмов на Земле — от крупнейших корпораций до шашлычных — составляет порядка полумиллиарда. И самых успешных объединяет одно: бескомпромиссная позиция акционеров и первых лиц по уровню целей и способности их удерживать, «держать мотив на цели». Они либо наивысшие, либо уникальные. Либо и те, и другие, — уверенно заявляет Сергей. — А когда цель высокая — люди становятся другими, более страстными. Наши самые любимые проекты — первопроходцы. Те, что создают абсолютно новую область рынка. Или те, кто собирается конкурировать с мировым лидером. Кто-то в ответ на вопрос «Чем вы занимаетесь?», отвечает: «Тару утилизируем». А кто-то — «Мирового лидера утилизируем».
Почти 19 лет Макшанов и профессионалы ГК «Институт Тренинга -АРБ Про» работали с компаниями, названия которых знакомы почти каждому — от маркетологов до завсегдатаев супермаркетов: Coca-Cola, Wrigley, Nestle, ..........«Калина», «1С», «Лебедянский». «Для всех этих брендов было характерно сочетание амбициозных целей и людей, которые со страстью принимались за дело, — описывает он собирательный образ успешных проектов. — Определив цель, в процессе ее достижения руководители таких фирм используют неочевидные решения — неожиданные, на первый взгляд нелогичные и креативные в правильном смысле слова. Например, немцы из Feldhues Group выпустили колбасу с изображением медвежонка на срезе, который очень радует детей».
Достойные примеры правильной постановки амбициозных целей — это, по словам главы ГК «Институт Тренинга — АРБ Про», когда российская компания убедительно выигрывает у мирового лидера. «Таких случаев у нас меньше 10, — Сергей, похоже, не слишком доволен этой статистикой. — Когда мы начинали работать с Холдингом «Лебедянский», это был экспериментальный консервный завод. На то, чтобы выйти на лидирующие позиции на рынке потребовалось 7 лет. «ЭР-Телеком» — масштабный проект, который когда-то было не разглядеть в микроскоп. Эта компания сейчас 4-я на рынке широкополосного скоростного доступа в Интернет, кабельного телевидения и IP-телефонии в России. При том, что как бизнес возник в Перми. Еще один пример — Группа Компаний «Руян», развивающая бренд «Экспедиция» — мы сотрудничаем уже 16 год. На сегодня у компании них нет аналога, их филиалы открылись в Европе. В США у них успешный интернет-магазин.
Создатель бренда «Экспедиция» Александр Кравцов, попробовав в Италии пасту с чернилами каракатицы, внес в меню собственного ресторана «черные пельмени», — продолжает Макшанов. Подобное необычное развитие существующей идеи он называет «следом»: когда идешь по стопам успешной компании, нет ничего зазорного в репликах. Генри Форд изобрел конвейер, а у клиники академика Федорова, работающей по этому принципу, больше 800 филиалов по всему миру. «Ключевой момент — досконально знать чужой опыт и не переходить границы законного, решив просто скопировать чей-то бизнес — убежден Сергей. — В 2003 году в компании „Мак-Дак“ была создана стратегия, одним из элементов которой была розничная сеть формата дрогери — такого тогда у нас вообще не было. И они за четыре года фактически стали номером один. Для нашей страны это было нечто уникальное, но владельцы бизнеса написали на сайте, что опирались на опыт успешных бизнесов».
Достаточно ли одной только верно выбранной цели? Нет: «По моему скромному жизненному опыту, все деловые люди хотят быть творцами — создавать что-то уникальное, ориентируясь на то, чтобы приносить максимальную пользу внешнему миру. Долговременный успех возможен только при честном отношении к своему делу. И когда вы видите, что какой-либо компании много лет сопутствует успех, это означает, что у людей есть и цели, и кураж. Zeiss существует с XIX века, но каждый год выпускает что-то новое — и таких компаний десятки тысяч. Последовательная реализация созданной стратегии завершается лидерством на рынке, но это может происходить раньше, а может позже».
По мнению Макшанова, барьеры, которые встречаются на пути преуспевающих компаний при стратегическом планировании, тоже во многом похожи. «Одна из проблем, характерная главным образом для России, Украины и Казахстана, — это последствия деградации всех видов элит, в условиях которой бизнес не получает необходимой „подъемной силы“, — объясняет Сергей. — Самое очевидное последствие — дефицит СТТ, совестливых талантливых трудоголиков. Такие люди появляются только внутри элиты и только при наличии мощной системы образования. Другая проблема — дефицит воли: когда руководители компаний бросают начатое, действуя „на эмоциях“ и не „дожимая“ каких-то полсантиметра. И еще — для того, чтобы обеспечить успех компании на длинной дистанции нужно опираться на систему многомерных показателей и снижать дискретность стратегического управления».
«Но в первую очередь это стереотипы первых лиц, «тараканы» в головах у высших руководителей, — добавляет Макшанов. — Они встречаются у всех, различаются размером и количеством, и могут привести к краху всего бизнеса. Единственный рынок, на котором компании чаще прекращали свое существование по другим причинам, — алкогольный. Причем уверенность в собственной креативности тоже может быть одним из «тараканов».